Алгоритм выполнения работ
Компании, занимающиеся профессиональным монтажом вентиляционных систем, действуют по следующему плану:
- Разработка проекта (учитываются как нормы СНиП, так и пожелания заказчика).
- Сборка каналов воздухоотвода.
- Установка оборудования, входящего в конкретную систему: кондиционеров, увлажнителей, калориферов и т.д.
- Запуск и наладка.
- Сдача в эксплуатацию.
Рассмотрим, как эти шаги можно повторить самостоятельно.
Проект и расчёт
Понадобится план жилья. Нужно знать расположение комнат и объём каждого помещения.
На плане выбирается и отмечается расположение будущих элементов вентиляции. При этом нужно руководствоваться рядом принципов:
- Вход свежего воздуха монтируется в нижней части дома.
- Если входов будет несколько, они равномерно распределяются по всем сторонам жилья, если же вход планируется один, лучше предпочесть северную стену дома.
- По системе труб, которую лучше всего установить в потолочном пространстве, чистый воздух должен разводиться по всем жилым комнатам.
- Приток воздуха должен располагаться от жилых комнат в сторону санузла и кухни.
- Выход воздуха монтируется в противоположной части дома, дальше от входа.
- Выход нужно устраивать в верхней части стены и дома.
- Наилучшим решением будет установить принудительную вытяжную вентиляцию над плитой и в санузле.
- Нельзя располагать вытяжные решётки возле батарей – будет улетучиваться самый прогретый воздух.
- В квартирах естественная вытяжная вентиляция устанавливается при строительстве.
Чтобы рассчитать производительность вентиляционной установки нужно знать общий объём дома/квартиры. Минимально система должна обновлять весь этот объём примерно за 2 часа. А в идеале за 30 минут.
Площадь дома умножаем на высоту потолков,- получаем объём (например, 85 м2 х 2,3 м = 195,5 м3.)
Если считать по всем правилам, 195,5 х 2 = 391 м3/ч (округляем до 400 м3/ч).
В экономном варианте делим объём на два (пример: 195,5:2 = 97,75). Получается, что для данного дома подойдёт вентиляция от 100 до 400 м3 в час.
В офисах, где плотность населения выше, чем в квартире, мощность системы берётся исходя из количества людей в комнате: 60 м3/ч на человека.
Чтобы определить производительность самодельной вентиляционной системы, нужно учесть производительность вентилятора, сечение и длину воздуховода. Также погрешность будет тем выше, чем больше в системе поворотов и дополнительных элементов, таких, как увлажнители, калориферы и т. д.
Чем больше протяжённость воздуховода и чем больше в нём разветвлений, тем мощнее нужно устанавливать вентилятор. Его работа должна с лихвой перекрывать все потери давления.
Сборка каналов
Монтаж воздуховодов начинают после окончания штукатурных работ, но до того, как в доме будет выполнена чистовая отделка.
Материалом для самодельных каналов могут стать ПВХ, гофра или металлические трубы.
Рукава крепятся под потолком, согласно разработанной схеме.
Хорошо, если каждая комната будет иметь свой отдельный рукав.
После того, как закреплены все трубы внутри дома, перфоратором делается отверстие притока и заборник воздуха. Для защиты от насекомых на него устанавливается сетка и небольшой навес от непогоды. Хотя отверстие и должно быть ниже вытяжного, но не стоит его монтировать на уровне ближе 2 метров от земли.
Нельзя недооценивать давление, которому будут подвержены трубы – все стыки и крепления должны быть сделаны надёжно. Именно разгерметизация каналов – самая частая проблема в самодельных вентиляционных системах.
Оборудование
На этом этапе устанавливаются элементы и механизмы, которые призваны сделать жизнь комфортнее. Их набор может быть разным, но их устанавливают в следующем порядке (если смотреть от входного отверстия):
- очистительный фильтр;
- калорифер, который подогреет воздух зимой (он может быть с блоком, управляющимся дистанционно);
- вентилятор;
- рекуператор;
- кондиционер, который охладит воздух летом (устанавливается перед самым выходом воздуха в комнату).
В самом конце делается выходное отверстие (если требуется). Если оно проходит сквозь кровлю, по неотапливаемому чердаку, трубы должны быть утеплены. Монтируется и подключается вытяжной вентилятор.
Заключительные работы
Прокладываются силовые кабеля, подключаются к сети электроприборы, делается заземление. Проводится пробный пуск системы и проверяется правильность функционирования всех элементов.
После того, как будут выполнены декоративные отделочные работы, и вентиляция скроется потолком, выводятся диффузоры (декоративные решётки).
Про жару и рециркуляцию
Еще один момент — когда не стоит сразу включать эту систему? Все правильно в сильную жару. Тут такая схема, например, стоит у вас машина на жаре под прямыми лучами солнца несколько часов, ее салон ОЧЕНЬ хорошо прогреется. Может быть до + 60, +70 градусов Цельсия.
Если включить сразу рециркуляцию, то воздух будет гоняться в салоне по кругу, тот раскаленный. И чтобы охладить его кондиционеру потребуется больше времени.
Вам нужно просто охладить салон автомобиля, на время открываем окна и двигаемся. Набегающий поток выдует + 60 из машины и загонит + 35 на улице. Вот тогда закрываем стекла, включаем кондиционер и рециркуляцию.
Сейчас видео версия статьи, смотрим
НА этом я заканчиваю свою статью. Функция действительно стоящая. Особенно полезна она на слабых машинах (малолитражные двигатели), там компрессор не такой эффективный и его может немного не хватать в сильную жару. Тут на помощь и приходит рециркуляция, воздух лучше охлаждается (ходит по кругу). НА этом заканчиваю, думаю, мои материалы вам понравились. Искренне ваш, АВТОБЛОГГЕР.
(6 голосов, средний: 4,67 из 5)
Какие фильтры применяются
Обыкновенные сетки из металла в нижней части корпуса рециркуляционной вытяжки являются необходимым минимумом фильтрации для любой кухни. Они предназначены для отсеивания из воздуха мелких частиц жира. Их действие довольно простое: проходя сквозь частую металлическую сетку, загрязненный поток воздуха оставляет мелкие частицы жира на их поверхности. Чем узор сетки сложнее и мельче, тем большее количество жира остается на ней. Через определенное время сетка снимается и промывается от жирового налета.
Для очистки от запаха применяются дополнительные фильтры:
Одноразовые вкладыши из бумаги, синтепона или флизелина. Замена производится, когда станет невиден нанесенный на них рисунок.
Акриловые, встречаются довольно нечасто, но они уже многоразового действия
При их стирке действовать надо очень осторожно, никогда не отжимать, чтобы не нарушить расположение волокон. Угольные фильтры более плотные, поэтому задерживают неприятные запахи пригоревшего масла
Они способны эффективно очищать воздух
Угольные фильтры более плотные, поэтому задерживают неприятные запахи пригоревшего масла. Они способны эффективно очищать воздух
Кассеты с отработанными угольными фильтрами повторно не используют, а заменяют новыми. Частота их замены напрямую зависит от интенсивности эксплуатации бытовой техники.
Угольные фильтры
Любой производитель вытяжки, как рециркуляционной, так и другого образца, где стоят фильтры, должен в прилагаемой инструкции по эксплуатации указывать сроки их замены. Некоторые устанавливают периодичность не более 3 месяцев, а другие после длительной эксплуатации в течение полугода.
Самые продвинутые модели кассетных фильтров снабжаются индикаторами, которые сообщают о предельном засорении. Это довольно удобно — вы сразу узнаете точную периодичность замены
При подборе кассеты обращайте внимание на отсутствие зазоров, негабаритные фильтры вы просто не сможете установить
Лучшие приточно-вытяжные вентиляционные системы
Для того чтобы хорошо ориентироваться в ассортименте моделей приточно-вытяжных устройств, можно ознакомится с лучшими из них. Это поможет сделать правильный выбор.
Vakio Base
Приточно-вытяжное устройство с рекуператором. Имеет простую конструкцию, включающую фильтр, вентилятор, воздуховод, теплообменный модуль, вспомогательные элементы. Работает от электросети, потребляет до 20 Вт/ч. Предназначен для циклического проветривания.
Прибор 40 секунд работает на приток воздуха, следующие 40 секунд – на отток. Причем лопасти вентилятора вращаются непрерывно. В нужный момент он разворачивается и меняет направление потока воздуха на обратное. Прибор сконструирован с учетом суровых климатических условий. Может работать при температуре -47°C – +50°C.
Преимущества модели:
- компактность;
- небольшой вес;
- фильтрация воздуха;
- наличие шумоизоляции;
- подогрев и охлаждение воздуха.
Mitsubishi Electric VL-100EU5-E Lossnay
Эффективная система контроля за микроклиматом. Оборудована теплообменником, что позволяет обеспечить энергосбережение. Имеет встроенный фильтр высокой очистки, оснащенный дополнительной защитной сеткой. Чистить фильтр можно с помощью пылесоса или промывания водой.
- прибор нагнетает в теплообменник воздух из комнаты;
- давление внутри квартиры понижается, что провоцирует поступление воздуха с улицы;
- в рекуператоре происходит обмен тепла;
- свежий подогретый воздух выводится в квартиру.
Преимущества модели:
- универсальность (может устанавливаться на вертикальные и горизонтальные поверхности);
- надежность элементов конструкции;
- стильный дизайн;
- высокая производительность.
Прана 340s
Приточно-вытяжная моноблочная система с теплообменным модулем. Конструкция устройства позволяет одновременно формировать два встречных потока воздуха в одном цилиндре. Имеет две модификации:
- «АВ» – для установки в любом месте на стене;
- «ВВ» – для размещения между верхним перекрытием и подвесным потолком.
Преимущества модели:
- прямоточное удаление воздуха, обеспечивающее высокую эффективность работы;
- медный рекуператор;
- простой монтаж;
- циклонная очистка приточного воздуха.
Расположение кнопки и активация режима
У каждого автомобиля механическая кнопка располагается по-разному. Сложилась практика её установки на передней торпеде в центральной части в области климатического блока. Для упрощения поиска изготовители применяют типичную маркировку – автомобиль с кольцевой стрелкой внутри салона. На изображение выше эта кнопка обозначена цифрой 3. Увидев ее, смело активируйте, пользуйтесь. Деактивация режима фильтрации происходит аналогичным образом, только для этого используется механическая кнопка с другим рисунком – стрелкой «из салона» или повторное нажатие.
Некоторые технические средства отечественного производства не оснащены автоматикой, и водители используют рычаги. Например: ВАЗы моделей, снятых с производства, имеют три рычага регулировки: подача холодного, горячего (тёплого) потока, закрытие заслонки механическим приводом.
Автомобили, оснащённые климат — контролем, автоматически регулируют температуру и заботятся о чистоте воздушного потока. Всеми процессами руководит датчик рециркуляции воздуха. Он устанавливается под центральной консолью машины. При активации контроллер анализирует температуру и содержание воздуха. По подобному принципу функционирует бытовая климатическая техника.
Заслонка системы рециркуляции и ее правильное использование
Важность эффективной очистки воздуха в автомобиле трудно переоценить
Не каждый владелец автомобиля, оснащенного системой для фильтрации воздуха, понимает, что она собой представляет, и как её правильно использовать. Если же подробно разобраться, как правильно функционирует данная система, и правильно воспользоваться заслонкой рециркуляции, то можно найти некоторое количество полезных функций.
Особенности применения системы. Рециркуляция представляет собой процесс забора и очистки воздуха во внутренней части салона автомобиля, с использованием климатической установки. Особенностью ее является то, что поступление потоков воздуха выполняется не с внешней стороны автомобиля, а из салона. Это имеет следующие преимущества:
- Более быстрое достижение требуемой температуры воздуха;
- Меньшие затраты времени и мощности.
Несмотря на это, большинство владельцев автомобилей не используют данную систему должным образом, согласно его главному предназначению. Наиболее частым способом его применения становится предотвращение попадание внутрь салона неприятных запахов извне. Например, движение автомобиля происходит по слишком пыльной дороге, либо слишком большое количество дыма выпускает движущийся впереди автомобиль. В этом случае, водитель имеет возможность закрыть рециркуляционную заслонку простым нажатием кнопки, что позволит перекрыть доступ в салон вредным выбросам и неприятному запаху.
Наиболее распространенное место расположения этой кнопки — центральная часть торпеды в районе блока климатического контроля. Обнаружить ее можно по особой маркировке, на которой находится автомобиль, внутри которого расположена кольцевая стрелка.
Положительные и отрицательные стороны. Наличие в автомобиле подобной системы позволяет получить определенные преимущества. В ходе его применения:
- Происходит достаточно быстрое повышение температуры;
- Затрачивается на 35% меньшее количество мощности.
Использование подобного способа позволяет осуществить успешную фильтрацию, а также эффективное очищение от пыли, пыльцы цветов и различных растений, разных запахов. Этот момент приносит большую пользу людям, которые страдают от аллергии.
Главным недостатком применения подобного способа становится отсутствие притока свежего воздуха снаружи. Если циркуляция воздуха происходит на протяжении длительного времени, то увеличивается уровень влажности, и происходит запотевание стекол. В салон могут попадать разного рода бактерии и другие вредные микроорганизмы, вдыхание большого количества которых может вызывать появление аллергической реакции.
Замена неисправной заслонки. В некоторых случаях, система рециркуляции воздуха в машине перестает работать. Причины такого поведения могут быть различными. Наиболее часто заклинивание металлической заслонки происходит по причине образования на ней ржавчины вследствие повышенного уровня влажности. Определяется это по невозможности ее поворота в ручном режиме. Существует два способа решения проблемы. Это обработка заслонки специальной смазкой WD-40, либо ее замена на новую. Необходимость замены может возникнуть и в том случае, если причиной неисправности становится выход из строя самого привода заслонки. Определить это можно, используя мультиметр, и замеряя напряжением между первым контактом и массой.
Итог. Использование автомобильно заслонки системы кондиционирования воздуха наиболее полезно при поездке по дороге с большим количеством пыли, или же наличии рядом источника неприятного запаха. Но длительное использование подобной системы не лучшим образом отразится на автомобиле, и может стать источником болезнетворных бактерий.
Центральные системы на базе чиллеров и фанкойлов
Широко распространенная конструкция – оборудование центрального кондиционирования на базе схемы чиллеров и фанкойлов. Чиллеры устанавливаются на крыше здания, фанкойлы – внутри комнат. Между ними монтируются коммуникации, чаще из металлопласта, так как хладагентом выступает вода, антифриз.
Обладает рядом преимуществ:
- возможность работать не только на обогрев/охлаждение, но и попеременная смена режимов;
- подключение к центральному отоплению позволяет экономить на энергопотреблении в зимнее время;
- стоимость монтажа ниже благодаря использованию водопроводных металлопластиковых труб;
- необходимый объем свежего воздухопритока подается установкой центрального кондиционирования, фанкойлы доводят его до нужных показателей для каждого пространства индивидуально;
- разнообразие месторасположения фанкойлов позволяет встроить его в любой интерьер (вместо радиаторов под окнами, безкорпусный фанкойл устанавливается за потолком, настенное, потолочное расположение);
- автономная регулировка температуры;
- чиллеры с тепловым насосом обогревают воздух в периоды межсезонья;
- длина коммуникационных трасс может достигать нескольких сотен метров без существенной потери качества.
Факторы, влияющие на циркуляцию атмосферы
Циркуляция атмосферы обладает достаточно сложным характером, так как на нее оказывают влияние определенные условия, отсутствие которых сделало бы схему циркуляции атмосферы очень простой.
На циркуляцию атмосферы оказывают влияние такие факторы, как форма земного шара, его вращение в сутки, движение планеты Земля вокруг Солнца, расположение морей и суши, рельеф, а также другие факторы.
Форма планеты обуславливает неровное распространение тепла на Земле и провоцирует разнообразное распределение атмосферного давления.
Вращение планеты является фактором, провоцирующим смещение течений воздуха от направления барического вектора в южном полушарии в левом направлении, а в северном — в правом направлении.
Распределение по земному шару морей и суши определяет разнообразную температуру нагревания поверхности Земли. В зависимости от размещения суши и морей, а также смены времен года возникают как постоянные источники тепла и холода, так и дополнительные, сезонные.
На распределение температурного давления влияют ледники и течения, которые могут создавать аномалии в температуре.
Неровный рельеф может затруднять перемещение воздушных течений, тем самым мешать выравниванию давления. Движение воздушных течений образует новые районы как низкого, так и высокого давления.
Механизм работы
Когда кнопка рециркуляции находится в нажатом (включенном) положении, открывается электро-пневматический клапан, далее в области впускного трубопровода выдвигается заслонка и блокирует доступ наружного воздуха в салон автомобиля.
Система циркуляции запускается исключительно при работающем двигателе и функционирует за счет слаженной работы комплекса клапан-заслонка. Циркуляция в машине будет продолжаться до тех пор, пока будет включен вентилятор, в этом случае воздушный поток проходит по воздуховодам отопителя.
Чтобы определить наличие в машине данного устройства, в первую очередь в салоне должны присутствовать фишки и кнопка. Когда зажигание и кнопка рециркуляции включены, на фишках должно быть напряжение.
Схема устройства климатической установки
Затем, стоит проверить присутствует ли клапан управления заслонкой и электро-пневматический клапан. Если данная система отсутствует, блокировать выхлопные газы и дым можно с помощью вентилятора, но заслонка изолирует авто от внешнего воздуха намного эффективнее.
Для регулировки уровня влажности в автомобиле и решения проблемы с запотеванием стекол, в ВАЗ модели 2110 рекомендуется наличие кондиционера.
Теплообменники роторного типа
Здесь главную деталь берет на себя ротор, который располагается между воздуховодными каналами и нагревает воздух при помощи постоянного вращения. Вентиляция с рекуперацией тепла роторного типа имеет очень высокую эффективность работы. Такая система позволяет возвращать обратно в помещение около 80% тепла.
А вот существенным недостатком является неполноценность работы системы относительно грязи, пыли и запахов. В конструкции между ротором и корпусом есть не плотности. Из-за них потоки воздуха могут смешиваться и поэтому все загрязнения могут вновь попасть обратно. И естественно уровень шума здесь на порядок выше, чем у пластинчатого теплообменника.
Рекуперация и вентиляция
Где находится кнопка включения
Месторасположения кнопки рециркуляции различается в зависимости от модели вашего автомобиля, но существует два общепринятых обозначения (иконки), с помощью которых найти их не составит труда.
Кнопки выглядят следующим образом:
Данные обозначения характерны, к сожалению, не для всех моделей. К примеру, на «ВАЗах» кнопка рециркуляции выглядит как круг из трёх линий и находится слева от регулятора температурного режима. Или же может выглядеть как расположенные по кругу стрелки.
Для тех, чей автомобиль оснащён климат контролем, вопрос об использовании или неиспользовании данного режима во многом отпадает сам, так как климат контроль берет заботу о чистоте и температуре воздуха на себя.
Принцип рециркуляции применим не только к автомобилям, но и активно используется в домашних условиях и в промышленных сферах.
К примеру, встраиваемые вытяжки на кухне, которые работают по тому же принципу, что и был описан выше, позволяют не осуществлять подключение к стационарной вентиляционной трубе, а занимаются очисткой используемого воздуха посредством интегрированных фильтров.
Как устроена приточно-вытяжная вентиляция с рекуператором
Вентиляционная установка с системой рекуперации имеет достаточно простую конструкцию. При желании покупатель может выбрать любой вариант комплектации (типовая, расширенная, максимальная), а покупка и монтаж узлов могут быть произведены поэтапно.
Корпус, воздуховоды, входные и выходные решетки. Как правило, корпус установки изготавливается из сэндвич-панелей и алюминиевого профиля. Предусматривается шумоизоляция, теплоизоляция корпуса, а также защита от вибрации, которая возникает при работе вентиляторов. Если реализуется проект обеспечения воздухообмена в нескольких помещениях, то к установке присоединяются воздуховоды с заслонками и клапанами для распределения воздушных потоков.
Если блок вентиляции предназначен для одного помещения, то на отверстие выхода подаваемого воздуха устанавливается специальная решетка для равномерного распределения воздушного потока по комнате. Входная точка со стороны улицы оснащается защитной воздухозаборной решеткой. Она нужна для того, чтобы в устройство не попадали насекомые и мусор.
Вентиляторы и система фильтров. Для подачи и вытяжки воздуха в устройстве предусмотрены вентиляторы (центробежные или осевые). Мощность вентиляторов, количество скоростей может отличаться в зависимости от модели оборудования.
На входе обеих воздушных потоков устанавливаются фильтры, которые улавливают пыль и другие загрязнения. Они необходимы для того, чтобы элементы теплообменника не забивались жировыми и пылевыми «пробками». Такие фильтры нуждаются в периодической очистке или замене. Если этого не делать, то при работе устройства будет создаваться сопротивление воздушному потоку, что может привести к сбоям и поломке вентиляторов.
Блок рекуперации, дополнительные системы и управление. Основной объём вентиляционной установки занимает рекуператор (в одном устройстве может быть установлен один или несколько таких блоков). Если установку предполагается эксплуатировать в местности с суровым климатом, где часты сильные морозы, то одного рекуператора будет недостаточно для сохранения комфортной температуры в помещении – в вентиляции должен присутствовать электрический нагреватель.
Приточно-вытяжная вентиляция также может быть оснащена дополнительными системами – увлажнителем воздуха, ионизатором, датчиками СО2, генератором холодной плазмы и другим оборудованием. Современные модели вентиляций имеют электронный блок управления, с помощью которого можно устанавливать нужные режимы работы.
Особенности системы рециркуляции воздуха ВАЗ-2110
При нажатии на клавишу рециркуляции срабатывает клапан электропневматического типа, который выдвигает расположенную в районе впускного трубопровода заслонку, тем самым блокируя поступление в систему охлаждения наружного воздуха. Как и система кондиционирования, рециркуляция работает только при заведённом моторе. Слаженное функционирование клапана рециркуляции ВАЗ-2110 и заслонки обеспечит работу режима циркуляции, пока включён вентилятор, при этом контур воздушного потока будет ограничен воздуховодом печки.
Как определить, присутствует ли в конкретном автомобиле данный режим?
Как правило, кнопка рециркуляции в семействе ВАЗ-2110 присутствует практически всегда. Вторым необходимым условием наличия СР является присутствие фишки: при включении зажигания и клавиши рециркуляции на фишку должно подаваться напряжение, что можно проверить с помощью тестера. Нужно также проверить, установлен ли в машине электропневматический клапан, закрывающий заслонку. Если нет – режим рециркуляции отсутствует, а чтобы не допустить попадания в салон выхлопных газов и пыли, следует выключить вентилятор. При этом нагнетания внешнего воздуха внутрь ВАЗ-2110 не происходит, но некоторое его количество всё же будет попадать в салон самотёком. Использование же режима рециркуляции гарантирует более качественную защиту.
Где запрещено использование рециркуляции
Рециркуляция не применяется в помещениях с опасными веществами Вторичное использование удаляемого воздуха не разрешается, если он поступает из помещений с болезнетворными организмами, грибками, микробами, концентрация которых превышает допустимые нормативы. Не задействуют потоки из цехов или промышленных объектов с резким запахом.
Не ставится рециркуляционная вытяжка в таких ситуациях:
- выделяется значительная масса вредных компонентов 1 и 2 категории опасности;
- вредные вещества поднимаются в воздух при контакте с нагревательными элементами теплообменников, но в системе не предусмотрены фильтры перед калориферами;
- помещения относятся к классу А и Б (сюда не входят тепловые и воздушные завесы у входного проема);
- появляются взрывоопасные воздушные составы их паров, газов;
- вокруг оборудования помещений класса В1 – В4, Д и Г возникает опасная зона (воздух не забирается в радиусе 5 метров от станков).
Пластинчатые рекуператоры
Пластинчатые рекуператоры, в отличие от роторных, не имеют движущихся частей и не нуждаются в обслуживании, поэтому идеально подходят для применения в квартирах, офисах и коттеджах. Эти рекуператоры имеют несколько разновидностей:
Самые простые и недорогие – перекрестноточные теплоутилизаторы, в которых потоки приточного и вытяжного воздуха движутся перпендикулярно друг другу. Такой рекуператор имеет посредственные характеристики: тепловая эффективность на уровне 40–45% и склонность к обмерзанию даже при слабом морозе. Обмерзание происходит, когда теплый и влажный вытяжной воздух охлаждается приточным потоком с отрицательной температурой. Влага из вытяжного воздуха конденсируется на холодной поверхности рекуператора и замерзает. На иллюстрации видно, что в области со снежинками воздух из помещения контактирует с поверхностью, имеющей отрицательную температуру. По мере обмерзания вытяжного канала поступление теплого воздуха из помещения снижается, область с отрицательной температурой растет и постепенно весь вытяжной канал заполняется льдом. Из-за указанных недостатков рассматриваемое техническое решение имеет ограниченно применение, однако на базе нескольких перекрестноточных модулей можно собрать более эффективный каскадный рекуператор.
Каскадный перекрестноточный рекуператор уже можно применять в регионах с холодным климатом. Так, тепловая эффективность трехкаскадного рекуператора составляет около 70%, а минимальная температура наружного воздуха, при которой он может устойчиво работать – минус 25–30°С. На иллюстрации видно, что конденсация влаги происходит, преимущественно, в модуле, который имеет положительную температуру. А в модуль с отрицательной температурой попадает уже осушенный воздух с небольшим влагосодержанием. Однако каскадные рекуператоры не лишены недостатков: более сложная конструкция приводит к образованию перетоков между каналами из-за неплотностей в местах соединений модулей. Перетоки воздуха приводят к падению тепловой эффективности рекуператора и проникновению запахов из вытяжного канала в приточный. Кстати, проверить качество сборки вентустановки с рекуператором можно с помощью фонарика: выключите свет и посветите фонариком в один из каналов – полоски света в другом канале покажут места, где будут происходить перетоки воздуха.
Энтальпийный перекрестноточный рекуператор обеспечивает частичный перенос влаги из вытяжного в приточный поток воздуха. Традиционные пластинчатые рекуператоры изготавливают из алюминия, который не впитывают и не пропускают влагу. Основой же энтальпийного рекуператора является мембрана из специального материала, который пропускает молекулы водяного пара, увлажняя приточный воздух. Трехкаскадный энтальпийный рекуператор возвращает около 40–50% влаги, при этом мембрана, из которой изготовлен теплоутилизатор, не должна намокать и обмерзать, так как со временем это приводит к её разрушению. По этой причине энтальпийный рекуператор нельзя использовать совместно с канальным увлажнителем воздуха, а также для обслуживания помещений с влагоизбытками (бассейны, сауны) и других помещений с относительной влажностью воздуха выше 50%.
Противоточные рекуператоры. Максимально возможная тепловая эффективность пластинчатого рекуператора определяется взаимным расположением потоков воздуха. Эффективность перекрестноточного модуля не может превышать 50%, поэтому для увеличения общей эффективности рекуперации используют каскадирование. Расплачиваться за это приходится усложнением конструкции, возникновением перетоков, увеличением габаритов и стоимости оборудования. В тоже время повысить эффективность рекуперации можно простым способом, направив потоки приточного и вытяжного воздуха навстречу друг другу – такая схема обеспечивает максимально возможную эффективность и не требует каскадирования. Противоточные рекуператоры сложнее в изготовлении и потому дороже, однако с развитием технологий появилась возможность выпускать относительно недорогие противоточные рекуператоры с заданной эффективностью. Тепловая эффективность противоточного теплоутилизатора определяется его размерами и может достигать 90%. Другим его преимуществом является стабильная работа при температуре наружного воздуха до минус 35 градусов: конденсация влаги происходит там, где поверхность рекуператора имеет положительную температуру, затем весь конденсат стекает в поддон и удаляется из рекуператора. Еще одним преимуществом такого рекуператора является практически полное отсутствие перетоков, поскольку он выполнен в виде единого модуля.