Дизельные котлы: принципы работы и особенности

Принцип работы

Принцип работы дизельного котла, если посмотреть на него с внутренней стороны, напоминает нагревание пространства напольным котлом. Даже внешний вид дизельных котлов не дает особых различий между моделями. Существенное отличие – в газовой горелке. Она имеет вентиляторы или вообще используется наддувная газовая горелка.

При образовании воздуха внутри нее, появляется необходимый кислород, который необходим для сгорания всего топлива. Именно это и способствует шумной работе, но специалисты предлагают решить данную проблему благодаря использованию более новых материалов и разработок. Но все же, при работе полностью исключить шум является невозможным.

Исходя из этого, получается, что самым рациональным вариантом будет проведение звукоизоляции в котельной.

Принцип действия горелки

Вследствие этого необходимо выбирать с высокими показателями этого уровня, если баки с топливом планируется помещать под землю, а если они будут находиться в подвешенном состоянии, то показатель уменьшают. В состав горелки для дизельного котла входят: кнопка отключения, блок контроля, кнопка демпфера, цилиндр давления масла, конденсатор, шумовая заслонка, насос, фотоэлемент, переключатель давления ветра, вентилятор, удлинитель 2-ой регулировки воздуха, адаптер форсунки, фланец.

Одним из более важных компонентов является теплообменник, в котором протекает теплоноситель, нагревание его происходит от стенок. На сегодняшнем рынке представлено несколько вариантов этой части, изготовленной из разных материалов. Примером могут служить чугунные или стальные детали. Как показывает практика, использование чугунных более практично, так как у него довольно прочные стенки, меньше испытывает на себе процесс коррозии в том месте, где образуется конденсат.

Срок, при котором происходит эксплуатация таких теплообменников очень высок, может достигать 50-ти лет.

Помимо достоинств есть и недостатки дизельных котлов. К ним относят большой вес конструкции и высокую чувствительность к локальным перегревам. Могут распознавать качество дизеля. При плохом качестве дизельного топлива возможна поломка, затем придется ремонтировать дизельный котел отопления.

При использовании стальных котлов тепла наблюдается следующий недостаток: при опускании температуры дизельного топлива ниже точки росы, то в топке возникает процесс, в результате которого можно наблюдать эффект, будто прошел кислотный дождь. Из-за этого стенки котла работающего на дизеле подвержены негативному влиянию. Срок службы очень мал – всего один-два года, после чего можно покупать новый.

Еще, при возникновении конденсата, существенно возрастает расход горючего, а если произойдет локальное перегревание, то устройство, осуществляющее обмен тепла и вовсе сломается. Котлы из стали применяют в промышленных зданиях, а для частных домов совсем не пригоден. Поскольку они имеют маленький срок службы и могут выделять вредные для человеческого организма вещества.

Достоинства и недостатки

Начнем с преимуществ дизельных котлов:

  1. Высокая производительность, с помощью которой они могут поддерживать оптимальную температуру в больших по размерам помещениях.
  2. Для установки котла не нужно собирать разрешительные документы от надзорных организаций, как это обычно делается для газового оборудования.
  3. Доступность топлива. В настоящее время солярка не дефицит, ее можно приобрести на любой автозаправочной станции. Но лучше покупать дизтопливо по оптовым ценам, заказав тонну или две. Это намного сократит расходы.

Чтобы эффективно и правильно использовать дизельные котлы, необходимо обратить особое внимание на их недостатки:

  • Чтобы топливо постоянно не подливать в расширительный бак для хранения, нужно установить вместительную емкость на 100-200 литров. Обычно такого объема хватает на месяц, если отапливается небольшой загородный дом.
  • Хотите вы того или нет, но и от отопительного котла, и от места хранения солярки постоянно будет исходить запах. С этим придется просто смириться.
  • Дизельные котлы нельзя устанавливать в помещениях, где постоянно пользуются огнем, например, на кухне. По правилам пожарной безопасности для них специально придется построить отдельное помещение, разделенное перегородкой. В одной части будет смонтирован сам котел, а во второй бак для хранения топлива. Соединяться два этих элемента будут трубопроводом.
  • В помещение, где организована котельная, нужно в обязательном порядке провести вентиляцию. Особое требование к дымоходу котла — он должен эффективно выводить продукты сгорания солярки.
  • Основная часть жидкотопливных котлов имеет напольную модификацию, поэтому под них необходимо заливать хорошее бетонное основание. А это расходы.
  • Горелки, устанавливаемые в таких котлах, работают очень шумно — это особенность конструкции. Так вот, если за стеной спальни установить такой котел, то о спокойствии придется забыть.
  • Теперь недостатки, связанные с использованием топлива в холодное время года. Ни для кого не секрет, что солярка под действием низких температур начинает густеть. Поэтому, монтируя котельную, необходимо позаботиться об отопление данного помещения.


Дизельный бытовой котел

К тому же придется позаботиться об утепление трубопровода, который соединяет котел и емкость с дизтопливом. Конечно, можно использовать зимний вариант солярки, но стоит он дороже, да и все равно замерзает, если температура становится слишком низкой. Поэтому не стоит рисковать.

Многие обыватели считают, что дизельные котлы — это автономная система, которая будет работать постоянно и без проблем, лишь бы подавалась на горелку солярка. В целом так оно и есть, если вы выбираете простую конструкцию без усовершенствований и опций. Однако современные котлы требуют наличия автоматики и электрической энергии, которая эту автоматику и поддерживает в рабочем состоянии. Теперь представьте, что электроэнергия отключена, а это является достаточно частым российским явлением. Все удобства эксплуатации, а также вся безопасность в один момент сводятся на нет.

Двухконтурные модели

Двухконтурный котёл

Двухконтурный котел – это конструкция с двумя теплообменниками. Из этого следует, что по один теплоноситель для обогрева, а второй для горячей воды.

А есть еще и два подвида для таких вариантов:

  1. Двухконтурный с проточным нагревателем. Как раз то, что описали ранее.
  2. Двухконтурный с бойлером встроенного типа. И греет и подает воду на вес дом.

Еще есть различия, связанные с тягой:

  1. Естественная. В этом случае продукт горения, точнее его отработка выходит по старинке, через дымник.
  2. Принудительная. Топка закрытого типа, и отработанные газы отводятся уже через встроенную трубу дымоотвода.

Как рассчитать мощность котла

На конечную мощность установки зависит целый ряд факторов. Усреднено принимают потолки до 3-х метров высотой. В этом случае расчет сводится к соотношению 1 кВт на 10 м2, при климате характерном для средних полос. Однако для точного расчета учтите следующий ряд факторов:

  • состояние окон, дверей и пола, наличие щелей на них;
  • из чего выполнены стены;
  • наличие дополнительного утепления;
  • как дом освещается солнцем;
  • климатические условия;

Если у вас в помещении дует со всех щелей, то вам и 3-х кВт на 10 м2 может не хватить. Путь к энергосбережению лежит в использовании качественных материалов и соблюдении всех технологий строительства.

Не следует брать котел с большим запасом, это приведет к высокому потреблению электроэнергии и финансовым расходам. Запас должен быть 10% или 20%.

На итоговую мощность влияет и принцип работы. Посмотрите на сравнительную таблицу, она вам наверняка поможет:

Несколько подсказок

Стоит отметить ряд характеристик и особенностей дизельного котла:

  • На первом этапе (а именно при установке), жидкотопливный котел выигрывает. Если сравнивать с газом, то можно хорошо сэкономить. Так, дизельные котлы не требуют дополнительной документации и разрешения на монтаж. За это не придется платить. Можно забыть и о трубах. Подводка же газа всегда сильно ударяет по семейному бюджету.
  • Если у человека имеется автомастерская, то дизельные котлы будут уместны для подачи тепла. Они способны работать не только на дизеле, но и на отработанном машинном масле. В такой ситуации затраты минимальные.
  • Сделать расчеты для жилого помещения не так сложно. Чтобы получить до 10 кВт теплоэнергии, требуется сжечь за час около 1 килограмма жидкого топлива. Примерно за месяц выходит около 750 килограммов основного сырья. Чтобы точно высчитать затраты, нужно ориентироваться на климатические условия в регионе проживания.

Установка и монтаж дизельного котла

При выполнении всех предписаний и мер безопасности в процессе монтажа отопительной системы, вы обеспечите эффективную, надежную и долговременную работу дизельного оборудования.

Для начала следует подготовить комнату, в которой будет располагаться котельная. В этом помещении лучше использовать кирпичные или бетонные стены. Их поверхность можно покрыть слоем штукатурки или обложить плиткой. При этом потолок должен достигать 2,5 м в высоту и более.

Емкость с топливом помещаем в поверхность грунта вне данного помещения, таким образом, мы выполняем пожарные нормы безопасности и оберегаем топливо от низких температур.

Сам котел нужно установить на возвышенность, достигающую около 20 см. Она может быть выполнена из металла или же бетона.

Необходимо для начала подключить подачу топлива и обратку, а также вмонтировать фильтры. Также следует подключить котел к водонагревателю (если вы используете двухконтурный агрегат).

Далее устанавливается дымоходная труба и монтируется резервуар с топливом. А непосредственно перед использованием, нужно провести ряд испытательных работ.

Видео: запуск дизельного котла

Недостатки котлов на солярке

Недостатков у котлов на светлом печном топливе (так правильно называть его) немало:

  • Для установки требуется отдельное помещение, отвечающее определенным требованиям.
  • Нужен немалый резервуар для солярки. В него желательно перед сезоном залить всю норму на сезон. Имея некоторые данные, можно просчитать расход топлива дизельного котла на отопление. Если основываться на общепринятых усредненных нормах расчета мощности отопительного оборудования, на обогрев здания в 150 м2 требуется котел на 15 кВт (в средней полосе России для домов среднего утепления). Если мощность горелки составляет 0,1 (данные есть в паспорте котла), то за один час работы на полную мощность расходоваться будет 1,5 литра топлива (15 кВт*0,1 = 1,5 литра). В день уйдет 36 литров. Если учесть, что для средней полосы России на полную мощность котел должен работать 120 дней, то расход за сезон – 36*120=4320 литров. Емкость такого объема потребуется для обеспечения годовой потребности в жидком топливе. Но обычно резервуары берут с запасом. В данном случае нужна будет емкость на 5000 литров. Есть еще одна возможность – установить меньший резервуар, но заправлять его чаще.

    Один из недостатков дизельных котлов — большой расход топлива

  • Из приведенных выше расходов ясно виден один из основных недостатков котлов на солярке: отопление получается дорогое. Пусть солярка используется специальная и она на 20-30% дешевле автомобильной, но 4320 литров на год будут стоить очень и очень немало. Даже отопление на электричестве стоит дешевле, тем более с новыми экономичными котлами. Эта проблема сводится практически на нет, если использовать отработанное дизельное топливо, но тогда требуется другая горелка.
  • Есть у котлов на жидком топливе еще одна неприятная особенность: они сильно шумят при работе. Это еще одна причина, по которой приходится устраивать отдельную котельную (первая — сильный запах).
  • Низкий КПД – достаточно серьезная проблема. У электрокотлов КПД обычно выше 90%, у дизельных, особенно старых моделей — 75-85%. Новые модели гораздо более производительны и экономичны: производители понимают, что такое отопление далеко не самое выгодное и постоянно улучшают оборудование. Так котлы CTC Okotherm Unit имеют КПД 98%, но стоимость у них немалая.

Современные отопительные котлы на жидком топливе имеют специальной цилиндрической формы камеру сгорания, теплообменник из нержавейки или чугуна. Для лучшей теплоотдачи и увеличения КПД разрабатывают теплообменники так, чтобы теплоноситель для водяных котлов или воздух для воздухонагревателей, несколько раз проходил по нагретым дымоходным трубам.

Плюсы и минусы

Дизельный котел для частного дома обладает рядом, как положительных, так и отрицательных признаков.

Итак, почему стоить приобрести данное оборудование:

  • Независимость от магистрали теплопередачи;
  • Доступность солярки;
  • Автоматизация оборудования;
  • Простое подключение прибора, не зависящее от вышестоящих органов;
  • Несложный монтаж котла. Для вывода дымохода подойдет обычная стена в помещении;
  • Доступная цена.

Минусы оборудования:

  • Для избежания дискомфорта в доме (запах и дым от солярки) необходимо дополнительное помещение под котельную комнату;
  • Приобретение огромной тары под топливо;
  • Зависимость от электроэнергии;
  • Высокая цена солярки.

Недостатки

  • Высокая стоимость дизельного топлива
  • Предъявляются жесткие требования к качеству топлива. Применяя солярку высокого качества можно избежать множества проблем (понижение КПД агрегата, загрязнение деталей камеры сгорания, теплообменника и горелки). В дизельном топливе могут содержаться всевозможные примеси, которые забивают фильтры и могут привести к поломке насоса.
  • Необходимо постоянное присутствие человека. Несмотря на то что система отопления на дизельном топливе считается автоматической, работа котла отопления на солярке может остановиться. Желательно не оставлять его надолго без присмотра, во избежание замерзания и порыва труб отопления.
  • Обязательна система вентиляции, чтобы вытягивать неприятный запах солярки.
  • Необходимо выполнить правила пожарной безопасности.
  • Желательно организовать отдельное помещение для котельной, где будет размещаться отопительный котел на дизельном топливе.

Совет! Емкость для хранения топлива лучше всего разместить вне помещения, полностью закопав ее в грунт, что обеспечит безопасность системы. К тому же емкость и трубопровод до котла необходимо утеплить. Это делается для недопущения замерзания топлива, дело в том, что дизтопливо при температуре ниже +5°C начинает загустевать и плохо гореть. Лучшим вариантом будет подогрев трубопровода. К тому же следует использовать зимнее дизельное топливо, летнее просто напросто замерзнет в самый разгар отопительного сезона.

Бак для хранения дизельного топлива

Монтаж емкости производиться в несколько шагов:

  • Под емкость выкапывается яма необходимого объема, таким образом, чтобы по бокам бака оставалось пустое пространство минимум 20 см с каждой стороны;
  • На дне ямы обустраивается бетонная подушка толщиной не менее 20 см, к которой при помощи тросов, крепиться емкость. Это делается для того, чтобы грунтовые воды не выдавили емкость на поверхность в конце отопительного сезона, когда в бочке будет мало топлива;
  • Пустое пространство между емкостью и сенами ямы заполняется смесью песка и цемента в пропорции 5 к 1. Заполнение происходит слоями толщиной до 20 см, при чем каждый слой тщательно уплотняется и только после этого насыпается другой слой;

Важно! При заполнении «песочно-цементной» смесью пространства между емкостью и стенами ямы образуется давление на стенки емкости, в результате чего они могут деформироваться. Во избежание этого, по мере насыпки смеси, емкость необходимо параллельно заполнять водой, уровень которой должен превышать уровень засыпания более чем на 20 см, но не более чем на 100 см.

Устройство и принцип работы

Дизельный котел является отличной альтернативной любому другому типу котлов, кроме газовых – с ними по дешевизне и удобству не сравнится никто. Работая на дизтопливе, они генерируют тепло в автоматическом режиме, практически не требуя участия пользователей. Этим они существенно выигрывают перед твердотопливными агрегатами, которые не могут жить без человека – в них нужно постоянно подкидывать дрова и убирать из них угольки и золу.

Дизельный котел может выиграть и перед электрическим отопительным оборудованием. В первую очередь следует выделить низкое энергопотребление – электроэнергия здесь используется разве что для работы горелки и работы автоматики. Ему не нужна мощная электропроводка, а ежемесячные расходы «на свет» будут сравнительно скромными. А во вторую очередь, дизельные котлы могут работать на других видах жидкого топлива. Если же в доме внезапно отключится электроэнергия, они смогут поработать на маломощных бесперебойных блоках питания.

Жидкотопливный дизельный котел отличается сравнительно простым устройством – по своей конструкции он напоминает самый обыкновенный газовый отопительный агрегат. Различие кроется только в устройстве горелки – здесь она работает на жидком топливе:

Дизельный котел – довольно сложный с технической точки зрения агрегат. Настоятельно рекомендуем Вам в точности следовать инструкции по его эксплуатации – иначе дорогостоящего ремонта не избежать.

  • Топливный насос подает горючее в горелку;
  • Сюда же, с помощью вентилятора, подается воздух;
  • Образуется топливно-воздушная смесь, поступающая в камеру сгорания;
  • В камере сгорания топливная смесь воспламеняется и сгорает с выделением большого количества тепловой энергии.

Для того чтобы увеличить производительность, котлы на дизтопливе нередко оснащаются системами подогрева топлива.

Примерно такая же схема сжигания топлива используется в дизельных двигателях, только устроены дизели по-другому. Но топливно-воздушная смесь здесь практически такая же.

Давайте посмотрим, что еще есть в дизельных котлах:

  • Основные теплообменники – используются для подогрева теплоносителя, могут быть стальными или чугунными;
  • Вторичные теплообменники – применяются в двухконтурных моделях для подготовки горячей воды;
  • Электронные или механические модули управления – обеспечивают соблюдение температурного режима;
  • Корпуса с теплоизоляцией – обеспечивают безопасную эксплуатацию и сохранение тепла.

Также на борту дизельных котлов нередко ставится встроенная обвязка – это группа безопасности, расширительные бачки и циркуляционные насосы.

Группа безопасности включает в себя манометр, автоматический воздухоотводчик и предохранительный клапан.

Принцип работы дизельного котла довольно прост и весьма доходчиво иллюстрирован на приведенной выше картинке.

Любой дизельный котел работает так же, как и его газовые собратья – при команде с модуля управления происходит розжиг горелки, начинается нагрев теплоносителя, который продолжается до тех пор, пока не будет подана команда на отключение горелки. В двухконтурных моделях предусмотрены дополнительные теплообменники с трехходовыми клапанами – при открытии крана с водой происходит отключение отопительного контура, горячий теплоноситель циркулирует через вторичный теплообменник, подготавливая горячую воду.

Расход дизельного котла равен примерно 1/10 от его тепловой мощности. Например, если выбранная модель обладает мощностью 24 кВт, то она будет потреблять около 2,4-2,5 л/час. Минимальный расход топлива характерен только для самых маломощных агрегатов – это типичные варианты для дачи. Отопление дизельным топливом нельзя назвать намного более выгодным, чем отопление электроэнергией, но у него есть свои преимущества, о которых мы рассказали чуть ранее.

В реальности расход топлива может колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от конструкционных особенностей горелки и котла.

Разновидности котлов на дизтопливе

Классификация отопительных приборов производится по разным параметрам. С практический точки зрения для непрофессионала интерес представляют отдельные характеристики.

Возможности котла

  1. Одноконтурные модели. Работают только на систему отопления. По устройству они самые простые механизмы в своей группе и стоят дешево. При необходимости организации ГВС придется покупать проточный водонагреватель или накопительный бойлер. Выгодно ли это, решать собственнику.
  2. Котлы двухконтурные. Представляют собой более совершенные модификации отопительного оборудования. Такие дизельные установки обеспечивают дом теплом и горячей водой. Важным фактором является отсутствие необходимости использования режима обогрева ГВС в межсезонный период. Эксплуатация котла с задействованием одного технологического контура нецелесообразна по причине повышения расхода топлива, поэтому придется искать другие варианты.

Способ монтажа

1. Напольные котлы. Отличаются тем, что способны обогревать большие площади. Такие дизеля приобретаются для частных строений в 1-3 этажа. Главной особенностью является правильный расчет тепловой мощности установки.

2. Котлы настенные. Преимущество состоит в компактности и универсальности монтажа. Для приборов этого класса не придется выделять отдельное помещение под котельную. Они устанавливаются внутри здания в любом удобном для хозяев месте. В основном такие дизельные котлы приобретаются для дач и одноэтажных частных строений. Дополнительным плюсом является их относительно невысокая стоимость.

Тип горелки

  1. Одноступенчатая. Плюсы: простота конструкции, высокая надежность, низкая цена по сравнению с другими модификациями. Минусы: отсутствие возможности регулировки пламени, повышенный расход топлива. Поддержание температуры на заданном уровне производится периодическим отключением оборудования и его повторным запуском.
  2. Двухступенчатая. Котлы, оснащенные подобным типом устройств, имеют 2 режима функционирования. Это позволяет проводить индивидуальную настройку агрегата. Переключение обеспечивает автоматика в зависимости от температуры теплоносителя – с малой на полную мощность и обратно. При подключении комнатного терморегулятора экономия по топливу составляет 7-10%.
  3. Модулируемая. В отличие от предыдущей разновидности, смена режимов дизельного котла осуществляется не ступенчато, а постепенно (плавно). Это происходит в зависимости от изменения температурных показателей. Но для нормальной работы требуется стабильность напряжения. С целью предохранения от перепадов напряжения необходимо приобрести ИБП. Среди преимуществ можно выделить удобство эксплуатации и оптимизацию расхода солярки. Большинство дизельных котлов высокой мощности оборудуются такими горелками.

Материал теплообменника

  1. Сталь. Небольшой вес, хорошая теплопроводность, низкая стоимость, ремонтопригодность.
  2. Чугун. Высокая надежность, инертность к агрессивным химическим соединениям, механическая прочность. К недостаткам можно отнести хрупкость (при скачках температуры возможны трещины), большой вес, не поддаются ремонту, высокая цена.

Дизельный котел отопления расход топлива

Решая в своем доме установить дизельный котел отопления, расход топлива — вот тот первостепенный вопрос, который естественно вас будет волновать.

Причем, и в процессе эксплуатации, как сэкономить на солярке. И на стадии приобретения, какой по мощности дизельный котел нужен вашему конкретному коттеджу и каков объем топлива ему потребуется на весь отопительный сезон, где и как его хранить. Всё это нужно решить прежде чем организовать отопление дома дизельным котлом.

Выбор в пользу котла на дизеле основан в основном на легкости его эксплуатации, полной автономности и отсутствии необходимости в каких либо разрешительных документах при установке. Главная проблема — это подобрать нужный по объему топливный бак. В удаленной местности придется иметь в наличии большую емкость, которая загодя заполняется и потом в течении всей зимы из нее расходуется дизельное топливо.

Для простоты расчетов, условно считается — на каждые 10 м2 необходимо порядка 1 кВт мощности котла, чтобы внутри жилых помещений поддерживалась комфортная температура. То есть для коттеджа в 250 квадратов потребуется купить котел минимум в 25 кВт. Эта цифра еще умножается на поправочный коэффициент от 0,6 до 2. Рассчитанный исходя из максимально низких уровней зимних температур и зависящий от климатической зоны проживания. Понижающий 0,6 для регионов юга, а повышающий в 2 для крайнего севера.

После того как исходя из площади дома вы выбрали и установили дизельный котел отопления, расход топлива можно будет сократить за счет дополнительного утепления жилья. Но специалисты рекомендуют ориентироваться именно на 10: 1 исходя из площади дома. Подберете котел меньшей мощности, и при хоть и редких, но заморозках можете померзнуть. Небольшой запас мощности не помешает.

Дизельный котел: расход топлива — пример расчета за сезон

Основное сделано, подобран достаточный по мощности дизельный котел отопления, расход топлива — второй важный после мощностных характеристик параметр на который требуется обратить внимание. Именно от него зависит, сколько вам потребуется солярки на зиму. Каждый производитель указывает в документах к своему отопительному котлу расход топлива на 1 кВт мощности и ориентировочные показатели потребления топлива за определенный временной период, из расчета того, что половину этого времени он работает вполсилы

Каждый производитель указывает в документах к своему отопительному котлу расход топлива на 1 кВт мощности и ориентировочные показатели потребления топлива за определенный временной период, из расчета того, что половину этого времени он работает вполсилы.

Ориентировочный расход дизеля можно подсчитать, умножив мощности горелки на 0,1. Это будет расход топлива в кг за час непрерывной работы. То есть для нашего примера — на дом в 250 квадратов ставим котел 25 кВт, и потреблять солярки он будет постоянно работая 2,5 кг в час. Или 2,5 * 24 = 60 кг в сутки.

Понятно, что нагреватель не будет бесперебойно функционировать круглые сутки. В целом, за отопительный сезон принято брать 200 суток. Из которых 100 котлу придется работать на полную мощность, а оставшиеся 100 в полсилы. Итого получается коэффициент — 0,75.

В итоге на зиму потребуется 2,5 * 24 * 200 * 0,75 = 9000 кг, то есть 9 тонн дизельного топлива. Для коттеджа в 250 м2 в теплых южных регионов 9000 * 0,6 — чуть больше 5 тонн, а для северных порядка 18 тонн солярки.

Приведенный расчет является примерным. Однако от этих цифр можно уже отталкиваться в принятии решения как о самой покупке нагревателя для системы отопления, работающего на дизельном топливе, так и о требующейся под него топливной емкости.

Современный дизельный котел отопления, расход топлива в котором благодаря усилиям производителей постоянно снижается, является во многих случаях единственным вариантом обеспечения тепла. При его выборе лучше всего присмотреться к устройствам с хорошей автоматикой — имея несколько настраиваемых режимов работы, можно будет существенно сэкономить на солярке. Устанавливая в разные часы различные температурные уровни. Во время вашего отсутствия температуру в коттедже можно и понизить до 15-17, а к вашему приходу автоматика поднимет ее до комфортных 22-23.

Конструктивные особенности жидкотопливных котлов

Котел на дизельном топливе по своему устройству и принципу работы напоминает газовый агрегат, однако имеет ряд характерных особенностей. Вне зависимости от фирмы изготовителя, в конструкцию большинства жидкотопливных теплообразующих устройств входят следующие основные элементы:

  • камера сгорания;
  • теплообменник;
  • дизельная горелка;
  • топливный насос;
  • управляющая автоматика;
  • система дымоотвода.

В зависимости от типа котла и производителя все основные элементы могут быть собраны как в едином корпусе, так и иметь раздельную конструкцию.

Камера сгорания жидкотопливного котла чаще всего имеет форму цилиндра и имеет надежную теплоизоляцию снаружи.

Теплообменники в большинстве случаев представляют собой рекуператоры, в которых теплота горячих газов передается на теплоноситель через разделяющую стенку. Материалами изготовления теплообменников для жидкотопливных агрегатов служат: медь, чугун, простая и высоколегированная сталь.

Например, двухконтурный дизельный котел имеет сразу два теплообменника, причем, сделаны они могут быть из разных материалов. Один контур с теплоносителем обогревает дом, второй обеспечивает домовладение горячей водой.

На рынке теплового оборудования для бытового использования можно встретить дизельное оборудование, в комплектацию которого входит два вида горелок: для дизельного горючего и для газа. Это делает возможным работу котла на различных видах топлива — как на продуктах нефтепереработки, так и на газе. Заменить горелку в комбинированном котле вполне по силам самому, однако его подсоединение обязательно требует присутствия техперсонала газовой службы и наличия разрешительной документации.

Жидкотопливные горелки могут иметь различную конструкцию. Главное, чтобы форсунка обеспечивала правильное (конусообразное) распыление топлива под нужным углом, и его эффективное горение.

Для обеспечения горения топлива необходимы следующие элементы:

  • топливный насос;
  • форсунка;
  • фильтр тонкой очистки;
  • манометр;
  • датчик температуры теплоносителя;
  • пульт управления.

Дизельный одноконтурный котел предназначен только для отапливания и имеет по сравнению с двухконтурным агрегатом менее сложную систему автоматики. Практически все бытовые дизельные тепловые агрегаты энергозависимы и требуют подключения к стационарной или автономной системе электроснабжения, как электрокотлы. При подключении автоматических устройств, работа жидкотопливных агрегатов не требует вмешательства человека. Необходимо только вовремя пополнять запасы топлива и проводить периодическое обслуживание оборудования.

Система дымоотвода жидкотопливного котла может иметь как обычный вид, когда воздух в горелку засасывается непосредственно из помещения, так и иметь коаксиальное строение. Коаксиальный дымоход обеспечивает приток воздуха в камеру сгорания с улицы, одновременно подогревая его. Такие известные производители как Будерус (Buderus) и Китурами(Kiturami) отдают предпочтение коаксиальным конструкциям.

Факторы, влияющие на расход топлива дизельных котлов

При выборе отопительного оборудования следует помнить, что в показателях, которыми характеризуется дизельный котел, расход топлива является хотя и важной, но не определяющей характеристикой эффективности системы теплоснабжения дома. Жидкотопливные котлы состоят из следующих основных агрегатов:

  • корпуса котла со стальным или чугунным теплообменником;
  • горелки с насосом подачи топлива;
  • системы автономного отопления;
  • емкости для хранения солярки.

Котлы с чугунными теплообменниками имеют мощность от 16 до 1000 кВт, поэтому если ее не хватает для отопления коттеджа большой площади, то придется выбрать стальной теплообменник, позволяющий достичь мощности 30000 кВт, однако при его эксплуатации необходимо поддерживать постоянную температуру теплоносителя не ниже +60ºС, иначе интенсивный процесс коррозии быстро выведет стальные стенки теплообменника из строя. Такая особенность приводит к повышенному расходу топлива дизельного котла, а также к постоянно высокой температуре в помещениях. Чугунные теплообменники, в отличие от стальных, служат до 50 лет, однако только при условии нормальной эксплуатации: без резких температурных перепадов и при использовании качественного теплоносителя.

Экономическая эффективность системы автономного отопления во многом зависит от характеристик горелки, в задачи которой входит подготовка воздушно-топливной смеси и ее сжигание. Одним из главных показателей горелки, влияющим на экономичность работы всей системы отопления в целом, является способ регулирования ее мощности. Сейчас торговая сеть предлагает:

  • недорогие одноступенчатые горелки, работающие только в максимальном режиме – 100% (регулирование температуры производится посредством отключения горелки);
  • двухступенчатые — могут работать в двух режимах мощности – 40% и 100%;
  • плавно-двухступенчатые — с плавным регулированием мощности в пределах от 40% до 100%;
  • модулируемые — способные плавно изменять мощность в пределах от 10% до 100%, что дает возможность корректировать температурный режим системы отопления в зависимости от погодных условий (кроме этого, горелки такого типа позволяют заметно снизить расход топлива дизельного котла, а также из-за отсутствия резких температурных перепадов продлить срок службы теплового оборудования).

Автоматическое управление системой теплоснабжения хотя и требует ощутимых затрат, зато дает возможность безопасной эксплуатации котла отопления на дизельном топливе в автономном режиме, позволяет регулировать его работу в зависимости от температуры в помещении и погоды на улице. Все это приводит к экономии до 15% жидкого топлива, что в итоге окупает издержки на приобретение автоматики.

Емкость для хранения топлива следует выбирать исходя из оптимального режима ее заправки – 2 раза в год при условии непрерывной работы системы отопления за этот период на полную мощность. В продаже имеются баки из различных материалов емкостью от 500 до 2000 л, поэтому выбрать подходящий труда не составит.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий