Обогрев в зимний период
В специализированных торговых заведениях представлен широкий выбор сплит-систем, имеющих совершенно разные характеристики. Иногда сложно выбрать конкретную модель, не понимая, в чем заключаются ее отличительные особенности.
Чаще всего кондиционеры приобретают, чтобы обеспечить в доме комфортные условия в самый знойный период.
Потенциальные потребители в момент выбора в таких случаях обращают внимание только на показатель минимальной температуры, забывая о том, что поздней осенью или зимой иногда тоже приходится чувствовать себя не очень уютно из-за понижения температуры в доме. Полезно изучить правила эксплуатации кондиционера в зимний период, в которых можно найти ответ на вопрос: можно ли пользоваться техникой при низком температурном режиме.
Полезно изучить правила эксплуатации кондиционера в зимний период, в которых можно найти ответ на вопрос: можно ли пользоваться техникой при низком температурном режиме.
Существуют варианты сплит-систем, эксплуатировать которые производитель разрешает только тогда, когда на улице температура воздуха не опустилась ниже нулевой отметки. Они ориентированы на теплые регионы, жителям которых никогда не приходится сталкиваться с суровыми морозами.
При приобретении сплит-системы с наличием режимов обогрева и охлаждения ответ на вопрос, можно ли включать кондиционер зимой при минусовой температуре в квартире, будет положительным, но при этом важно учесть несколько факторов. Также полезно разобраться в принципе работы устройства во время работы в режиме обогрев:
- сначала фреон в жидком виде поступает в блок, расположенный с внешней стороны;
- под воздействием низких температур на улице фреон испаряется, забирая часть теплоты;
- при помощи компрессора хладагент уже в газообразном состоянии закачивается во внутренний блок;
- после этого он направляется в испаритель, в котором фреон конденсируется, отдавая при этом тепло.
В процессе эксплуатации сплит-системы ее теплообменник, находящийся в наружном блоке, чрезмерно охлаждается, провоцируя замерзание влаги, содержащейся в воздухе.
Однако это не единственная проблема, о которой полезно знать современным гражданам. При использовании кондиционера зимой в квартире существуют еще другие особенности и нюансы. В частности, любая техника нуждается в смазочных материалах, которые позволяют существенно снизить силу трения соприкасающихся деталей и предупредить быстрый выход устройства из строя.
В компрессор кондиционера производитель вливает масло. Однако под воздействием низких температур оно может изменять свои качественные характеристики, становясь густым. К сожалению, при запуске компрессора такое густое масло не сможет обеспечить корректную работу устройства, а, наоборот, спровоцирует его поломку.
Чтобы исключить любые сомнения относительно вопроса, нужно ли включать кондиционер зимой, рекомендуется прислушаться к рекомендациям специалистов.
Запуск кондиционера в режиме обогрева будет выполнен правильно, если все действия совершать в такой последовательности:
Внимательно изучить инструкцию, особенно обратив внимание на пункт, в котором указывается гранично допустимый температурный режим, выход за пределы которого не допускается.
Перед включением кондиционера убедиться, что температура на улице не выходит за пределы рекомендуемой.
Нажать на кнопку обогрева (ее найти несложно, поскольку она сопровождается пиктограммой в виде солнца).
При помощи клавиш увеличения и уменьшения выбрать температуру, до которой хочется нагреть внутреннее пространство квартиры (специалисты рекомендуют выбирать температуру, учитывая показатели мощности агрегата, чтобы не провоцировать его функционирование в усиленном режиме).
Можно ли включать кондиционер зимой на охлаждение или обогрев?
Некоторые пользуются мобильными приборами, которые имеют вид моноблока (все в одном корпусе) и целиком находятся внутри помещения.
Такое устройство можно смело включать в любое время года, поскольку его работа от температуры уличного воздуха никоим образом не зависит.
Горячий конденсатор обдувается воздухом, взятым из помещения (как и у холодильника), а при переходе в режим обогрева просто включается ТЭН. Тепловой насос при этом отключается, и кондиционер превращается в обычный тепловентилятор.
Иначе обстоят дела с самой популярной разновидностью – сплит-системами. И при охлаждении, и при обогреве такое устройство осуществляет теплообмен с внешней средой, для чего часть его – так называемый наружный блок – подвешивается на улице. Разумеется, при таком положении дел от наружной температуры зависит очень многое.
Говоря о работе кондиционера в условиях зимы, следует рассмотреть два вопроса:
Возможно ли это чисто технически?
Как известно, важнейшая часть кондиционера – компрессор – находится именно в наружном блоке.
Данный узел нуждается в смазке, причем она должна быть не слишком вязкой и не слишком жидкой. Вот это-то и зависит от окружающей температуры.
Если она опустится ниже допускаемого производителем минимума (для большинства моделей – (-5) градусов), масло загустеет и трущиеся детали, практически лишенные смазки, будут быстро изнашиваться и перегреваться.
Охлаждение
В этом режиме радиатор, установленный в наружном блоке, выполняет функцию конденсатора. Пребывающий здесь в сжатом состоянии хладагент нагревается до высокой температуры и чем холоднее будет на улице, тем эффективнее будет происходить теплообмен. Следовательно, с точки зрения эффективности запуск кондиционера зимой в режиме охлаждения вполне допустим.
Работа кондиционера на холод
Конечно, в жилом помещении необходимость в этом обычно не возникает: зимой мы, наоборот, стремимся согреть жилище, а если вдруг станет жарко – можно ненадолго открыть форточку. Но вот в каком-нибудь подвальном помещении, полностью заставленном выделяющим большое количество тепла оборудованием, охлаждать воздух кондиционером приходится даже зимой.
Обогрев
Можно ли включать кондиционер зимой на обогрев и как происходит работа кондиционера на обогрев зимой? В режиме обогрева наружный радиатор превращается в испаритель. Попав сюда, хладагент остывает и, по идее, должен нагреваться от окружающей среды. Пока она не сильно холодная, все работает как нужно.
Но если температура на улице опустится ниже заявленных производителем -5 градусов, хладагенту будет не от чего греться и производительность кондиционера по теплу резко понизится, а при более сильном похолодании – упадет до нуля.
Работа кондиционера на обогрев
Особенности и принцип работы сплит-системы на тепло
Чтобы разобраться, как работает кондиционер на тепло, надо понять, как он работает на охлаждение. Ведь основная функция кондиционера заключается именно в этом. И она точно такая же, как у холодильника. Только все происходит более интенсивно, потому что в кондиционере производится обдув конденсатора с помощью вентилятора. В холодильнике этого нет.
В состав кондиционера входят:
- испаритель,
- компрессор,
- конденсатор,
- терморегулирующий вентиль, он же капиллярная трубка.
Именно эти четыре прибора, которые соединены между собой в кольцо, являются основной сплит-системы.
- Из испарителя хладагент (фреон) в виде газа выкачивается компрессор.
- В нем газ сжимается до определенного давления, при этом температура последнего резко повышается.
- Дальше фреон движется в конденсатор, который обдувается вентилятором. Здесь происходит отдача тепловой энергии окружающему воздуху, то есть, температура хладагента падает, и он превращается в жидкость в виде капелек, которые оседают на стенках трубки конденсатора. То есть, происходит процесс конденсации газа, поэтому этот прибор и называют конденсатором. Хотя собой он представляет трубчатый змеевик, как и испаритель.
- Компрессор кондиционера работает постоянно, поэтому в системе всегда присутствует определенное давление. А значит, жидкий хладагент начинает перемещаться в сторону капиллярной трубки.
- Здесь он под давлением начинает испаряться, превращаясь в газ с низкой температурой, который поступает в испаритель.
- В последнем происходит передача тепла. То есть, газ забирает из воздуха в комнате тепло, тем самым, понижая его температуру.
- Затем газ снова откачивается компрессором, и процесс охлаждения повторяется.
Надо обозначить, что испаритель находится во внутреннем блоке сплит-системы, конденсатор в наружном. Добавим, что фреон, как хладагент, является материалом, который легко переходит из одного агрегатного состояния в другое, при этом, выделяя или забирая огромное количество тепловой энергии.
При работе кондиционера на обогрев испаритель и конденсатор меняются местами в плане своего назначения. То есть, расположенный во внешнем блоке змеевик будет из воздуха забирать тепловую энергию, а внутренний ее отдавать, потому что хладагент в нем будет протекать с большой температурой.
Работа кондиционера в режиме обогрева
Но чтобы это происходило, надо поменять работу компрессора кондиционера, который будет из испарителя не вытягивать газ, а закачивать в него жидкий фреон. Технология этого процесса реализуется путем установки четырехходового клапана. Он просто переключает направление движения хладагента, а сам компрессор в этом не принимает никакого участия. Он продолжает работать в штатном режиме.
Что такое зимний комплект для кондиционера
Если все уже надоело и не знаете во что, еще поиграть, то можно попробовать скачать игровые автоматы 1xBet и насладиться новыми впечатлениями с популярной БК.
Использование кондиционера зимой на обогрев дома возможно в случае установки зимнего комплекта.
В него входят следующие элементы:
- Датчик температуры, который при значительном снижении температурных показателей посылает команду на контроллер для уменьшения скорости вращения вентилятора наружного модуля. Благодаря этому прибор защищен от обледенения.
- Для защиты масляной смазки от замерзания в комплект входит специальный обогреватель. Он постоянно поддерживает масло в жидком состоянии.
- С целью предотвращения замерзания жидкости в дренажной трубке устанавливают обогреватель дренажной магистрали.
В продаже есть низкотемпературные сплит-системы, которые еще на производстве оборудованы зимним комплектом. Они работают даже при -25°С на улице.
Принцип работы зимнего комплекта
Настенные кондиционеры с зимним комплектом уже укомплектованы всем необходимым оборудованием. Но комплект можно купить отдельно и самостоятельно установить.
Он состоит из трех блоков:
- нагреватель компрессорного картера;
- обогреватель дренажного шланга;
- регулятор давления.
Схема подключения зимнего комплекта на кондиционер простая и понятная.
Принцип работы выглядит следующим образом:
Температурный датчик соединяют с электронной платой. При существенном понижении температуры на улице он уменьшает скорость вращения вентилятора. В результате внутри корпуса агрегата не образуется наледь. Также это защищает от замерзания масляной смазки в компрессорном картере.
Подогрев картера компрессора запускается только, если агрегат пребывает в выключенном состоянии. Благодаря этому компрессор постоянно находится в готовности к запуску. Если запускать технику с промерзшим компрессором, то из-за сжижения фреона или застывания масла она выйдет из строя.
Обогрев дренажной магистрали позволяет избежать появления ледяной пробки в трубке
За счет этого конденсат в любое время беспрепятственно покидает прибор, что важно для его эффективной и правильной работы.
Зимний комплект специально создан для решения технических проблем, которые препятствуют работе в морозную погоду. Если кондиционер будет работать в режиме обогрева даже при температуре в районе нуля градусов, то теплообменник быстро покроется инеем, ухудшится воздушный теплообмен. Из-за большого температурного перепада уменьшиться температура испарения, что снизит КПД климатического оборудования.
Все это приведет к следующим нежелательным последствиям:
- Система размораживания внешнего блока будет постоянно срабатывать. В итоге в блоке конденсатора и компрессора образуется лед. Это приведет к блокировке лопастей вентилятора.
- Хладагент в теплообменнике не полностью испарится. Если фреон в жидком состоянии попадет в компрессор, это вызовет гидроудар и последующий выход из строя компрессора.
- Также может произойти перегрев компрессора, в результате чего его корпус покроет наледь.
Возможные проблемы при неправильной эксплуатации
Снижение эффективности (напомним, что мы говорим о режиме обогрева) – не единственная проблема
Для компрессора очень важно, чтобы хладагент в испарителе действительно испарялся и поступал во всасывающий патрубок в газообразном состоянии. Что же мы получим, если будем греться кондиционером в сильный мороз?
Хладагент поступил в испаритель (он, как вы помните, в режиме обогрева находится снаружи), но из-за сильного холода нагреться не смог и остался в жидком виде. В таком агрегатном состоянии он попадает и в компрессор. Тут же возникает гидравлический удар и нагнетатель выходит из строя.
Вернемся к режиму охлаждения. Здесь также имеется скрытая угроза: сбегающий по дренажной трубке конденсат может замерзнуть, в результате чего в магистрали образуется ледяная пробка.
Влаге некуда будет деваться, и она начнет выливаться из внутреннего блока кондиционера. Это само по себе неприятно, но вдобавок обилие влаги в сочетании с пылью создает превосходные условия для размножения патогенных микроорганизмов.
Пользователи начинают ощущать неприятный запах, доносящийся из внутреннего блока. Устранить это явление можно только путем санитарной обработки радиатора и других элементов внутреннего блока. Также необходимо будет восстановить работоспособность дренажной системы.
Еще раз напомним о третьей опасности – чрезмерном загустении смазки. Кстати, смазка может не поступать в компрессор и при обычной температуре. Иногда наружный блок по тем или иным соображениям приходится ставить намного ниже внутреннего, вследствие чего связывающий их фреонопровод имеет значительную протяженность. В таких условиях пары масла оседают на его стенках и стекают вниз, так что в компрессор хладагент поступает уже без смазки.
Чтобы предотвратить такое явление, в фреонопроводе делают маслоловушки. Каждая из них представляет собой простую петлю, в которой стекающее вниз масло накапливается и образует пробку. Нагнетаемый компрессором фреон продавливает эту пробку и помогает ей таким образом преодолеть высотный барьер.
Также могут возникать проблемы, с зимней эксплуатацией не связанные. Например, обледенение радиатора во внутреннем блоке при работе в режиме охлаждения. Эту неприятность пользователь обнаруживает, когда после отключения кондиционера из внутреннего блока начинает литься вода. Причина – засорение фильтров. Они перестали пропускать теплый воздух из помещения, который согревал испаритель, и тот стал обмерзать. Прочистив фильтры, вы избавитесь от проблемы.
Иногда из кондиционера раздается бульканье. Это происходит из-за того, что дренажная трубка в каком-либо месте не имеет уклона или он даже является обратным: здесь скапливается конденсат, а бульканье издает проходящий через него воздух. Заметим, что «бульки» могут раздаваться и в фреонопроводах. Если такое явление наблюдается на этапе запуска – волноваться не о чем.
Но если звуки слышны постоянно, значит, следует предъявлять претензию монтажнику: скорее всего, контур перед заполнением хладагентом не был вакуумирован, и в нем осталась влага.
Недостатки инверторных кондиционеров
- Высокая цена
- Чаще ломаются
- Дорогие запчасти и долгий срок их поставки
Электронная начинка у инверторов совершенно другая, и время от времени выходит из строя.
Стоимость плат составляет от 10 000 р., что сопоставимо со стоимостью некоторых неинверторных кондиционеров, плюс к этому стоимость работ по замене платы. Отремонтировать плату не всегда удаётся из-за того что производители используют силовые модули, которые отсутствуют в продаже.
Именно из-за электроники инвертора пока менее надёжны чем обычные кондиционеры, особенно это актуально для России, где качество питающей сети очень нестабильно.
Но технологии не стоят на месте и возможно скоро инвертора полностью вытеснят кондиционеры старого типа.
К тому же, все новые технологи, которые появляются применяют прежде всего в инверторных моделях – экономичные компрессоры с двигателями постоянного тока, двухроторные компрессоры, с предельно малым уровнем вибрации, компрессоры с качающимся ротором, с уменьшенной силой трения, лопасти вентиляторов со специальным малошумящем профилем и так далее.
Принцип действия климатических систем
Основной принцип действия любой системы кондиционирования базируется на таких свойствах жидкостей, как поглощение тепла во время испарения и выделение его при конденсации. Во всех кондиционерах, направленных на охлаждение, конструкция похожа с незначительными изменениями, запатентованными брендом. Принцип действия климатического оборудования, предназначенного еще и для обогрева, также аналогичен.
На охлаждение
В основе функционирования кондиционеров лежит замкнутая система, в которой и происходят преобразования определенного хладагента. Так, испаритель, узел конденсации и компрессор соединены трубами из меди, образуя холодильный контур, внутри которого постоянно циркулирует фреон с небольшой примесью компрессорного масла. Для охлаждения в системе происходят такие процессы:
- сначала фреон в парообразном состоянии из испарителя подаётся в компрессор, при этом его температура — 20 градусов, а давление — 5 ат;
- в компрессоре фреон сжимается до 25 ат, из-за чего происходит его нагревание до 90 градусов, а затем он подаётся в конденсатор;
- фреон в охлаждаемом воздушными массами конденсаторе переходит в жидкость, выделяя тепло, так как температура обдува ниже 90 градусов;
- затем тёплая жидкость поступает в терморегулирующий вентиль – это спиралевидная медная трубка, при прохождении через которую фреон окончательно остывает, его давление снижается, и часть вещества на выходе переходит в парообразное состояние;
- далее смесь газовой и жидкой фазы поступает в испаритель – этот элемент обдувается воздухом из комнаты, поэтому фреон полностью переходит в пар, в процессе чего забирает тепло из воздуха.
Дальше весь пар подаётся на вход компрессора, и цикл начинается снова. Так работают все бытовые системы кондиционирования на холод.
На обогрев
Конструкция систем кондиционирования, предусматривающих также отопление, состоит из аналогичных узлов, но дополнительно в ней установлен четырёхходовой клапан. Благодаря ему направление подачи и движения фреона меняется на противоположное, а также происходит обмен функциями конденсатора с испарителем.
Особенности зимней эксплуатации сплит-системы
Как уже говорилось, минимальная температура работы сплит-системы в период зимней эксплуатации указана в инструкции к конкретному оборудованию:
- большинство неинверторных сплит-систем рассчитаны на работу до -5 градусов, некоторые модели до +5;
- большинство инверторных агрегатов рассчитаны на эксплуатацию при -10 – -15 градусов;
- некоторые модели тепловых насосов от ведущих производителей предназначены для обогрева при наружной температуре до -28 и холоднее.
Эффективность сплит-системы сильно зависит от наружной температуры. При температуре около нуля практически любой кондиционер может выдавать в несколько раз большее количество тепла, чем использовано электроэнергии.
Как можно пользоваться кондиционером зимой
Чтобы определиться при какой температуре нельзя включать кондиционер зимой и когда им пользоваться можно, необходимо внимательно прочитать инструкцию к конкретной модели. Производитель все четко там указывает, выходить за установленные температурные параметры крайне не рекомендуется. То же касается и режима обогрева. Есть техника, которая способна нагревать воздух, а есть та, что работает исключительно на охлаждение.
Распределение температуры при работе кондиционера в разных режимах
В зимний период использовать кондиционер во всех разрешенных рабочих режимах, как и ту же вентиляцию в гараже, вполне можно. Однако следует следить, чтобы у него не перемерз дренаж, а внешний блок на стене был закреплен с учетом образования на нем дополнительной ледяной корки.
Возможные поломки сплит-систем в зимнее время
Каждый пользователь должен знать, что использовать сплит-систему на обогрев необходимо согласно инструкции; основные причины частых поломок – это неправильное использование кондиционера и несоблюдение температурного режима в зимнее время. Часто возникают ситуации, когда после нажатия необходимых кнопок и выбора нужного режима тепло не идет. Причин этому может быть много и их обязательно нужно проверить. Нередки такие явления:
- в пульте управления не работают батарейки;
- сенсор плохо реагирует на устройство;
- происходят нарушения в работе программного снабжения;
- сильная поломка кондиционера.
Самой часто причиной поломки устройства становится неисправность батареек в пульте, поэтому многие считают, что им подсунули брак. Разрешить проблему очень просто, достаточно поменять их на новые и запустить устройство еще раз.
Если проблема кроется в неисправности сенсора, то в этом случае самостоятельно ее решить не получится. Лучше всего сдать устройство по гарантии или вызвать мастера. Если гарантия на кондиционер еще действует, то кондиционер должны поменять на новый или заменить сенсорное оборудование.
Все это дает понять, что присутствуют проблемы, которые срочно нужно решить, пока устройство полностью не поломалось. Поэтому лучше не пытаться самостоятельно ремонтировать устройство, а обратиться в сервисный центр.
Когда техника полностью перестает работать, если ее использовали не по назначению или часто перезагружали, при таких проблемах ремонт обойдется недешево, и лучше подумать о покупке нового кондиционера.
Плюсы и минусы использования сплит-системы на обогрев
Многие не знают, какое устройство будет эффективнее. Работа агрегата в зимнее время заключается в наличии специальных деталей, которых нет в летних моделях. Например, если использовать сильное давление воздуха для переработки его в тепло, то механизм будет подвержен сильной нагрузки и в итоге может сломаться. Число использованной электроэнергии также может сильно увеличиваться, поэтому лучше сразу приобретать модель устройства с 2 режимами. Такие модели имеют много плюсов в использовании:
- Автоматический контроль и сохранение заданной температуры в квартире, а также переключение ее в любое из 2 направлений.
- Малое количество потребляемой электроэнергии.
- Техника никак не сможет навредить жильцам дома.
- Малое сжигание воздуха в квартире. Выделение угарного газа сводится к минимуму, в отличие от моделей ТЭН (трубчатый электронагреватель).
- Хороший КПД.
Кроме хороших качеств, сплит-система имеет и негативные стороны. Эти качества не позволяют им до конца обойти классические электрообогреватели:
- высокая стоимость кондиционеров;
- сложный механизм;
- если произойдет поломка, будет тяжело и дорого ее исправить;
- резкие перепады температуры могут сломать устройство;
- чтобы смазка не испортилась, нужно время от времени включать устройство.
Обогрев сплит системой в холодный период
Включать оборудование на обогрев нужно после очистки фильтров. Используют обычные моющие средства для съемного фильтра и специальные растворы для фильтра тонкой очистки, если он имеется. Пылесосом убирают пыль из внутреннего блока и включают на пару часов в режим вентиляции, чтобы удалить влагу.
Проверяют устройство при температурах, которые указаны в инструкции по эксплуатации. Делают это при уже установленном зимнем комплекте. Если куплена дорогая модель, которая может работать при очень низких температурах, необходимо уточнить, нужен зимний комплект, или он уже встроен во внешний блок.
При покупке сплит ситемы зимой монтаж производят, когда температура на улице позволит включить оборудование. Не стоит рассчитывать, что кондиционер будет продуктивно работать, нагревая помещение до 30 градусов. Все, чего можно ожидать – это 18 – 23 градуса при наличии мощного компрессора.